Образование детей с особыми образовательными потребностями

Документы федерального уровня

Приказ Минобрнауки РФ от 19 декабря 2014 года № 1598 "Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"

Приказ Минобрнауки РФ от 19 декабря 2014 года № 1599 "Об утверждении Государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)"

Приказ Министрества связи и массовых коммуникаций РФ от 30 ноября 2015 года № 483 "Об установлении порядка обеспечения условий доступности для инвалидов по зрению официальных сайтов федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в сети "Интернет"

Приказ Минобрнауки РФ от 9 ноября 2015 года № 1309 "Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи"

Методические рекомендации о введении ФГОС ОВЗ

Методические рекомендации по реализации адаптированных дополнительных  общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ОВЗ, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей

Об организации работы по введению ФГОС образования обучающихся с ОВЗ

 Документы регионального уровня

Постановление Правительства Белгородской области №346-пп от 21 сентября 2016 года "Об утверждении плана мероприятий ("дорожной карты") по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в сфере социальной защиты, труда, занятости, здравоохранения, образования, культуры, транспортного обслуживания, связи и информации, физической культуры и спорта, торговли, жилищно-коммунального хозяйства и градостроительной политики"

Политика обеспечения условий доступности для инвалидов и других маломобильных граждан объектов и предоставляемых  услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи

Приказ департамента Белгородской области № 2255 от 15 мая 2015 года "Об утверждении Плана действий по введению ФГОС ОВЗ в Белгородской области

Приказ департамента образования Белгородской области от 22 июля 2016 года № 2452 и департамента здравоохранения и социальной защиты населения Белгородской области от 22 июля 2016 года № 834 "Об организации деятельности центральной и территориальных психолого-медико-педагогических комиссий Белгородской области

Приложение к приказу

Приказ департамента образования Белгородской области  №2780 от 30 августа 2016 года "Об утверждении плана мероприятий ("дорожной карты") на 2016-2020 годы"

Приказ департамента образования Белгородской области № 2110 от 20 июня 2016 года и департамента внутренней и кадровой политики Белгородской области № 209 от 20 июня 2016 года "Об утверждении "дорожной карты"

Документы муниципального уровня

Приказ управления образования №1244 от 18 мая 2015 года "Об утверждении Плана-графика по введению ФГОС ОВЗ на территории Губкинского городского округа"

Приложение. План-график по обеспечению введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и феделального государственного образовательного стандарта образования, обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в образовательных организациях Губкинского городского округа

Приказ управления образования №1252 от 18 мая 2015 года "О создании рабочей группы по введению ФГОС ОВЗ на территории Губкинского городского округа"

Приказ управления образования №1918 от 23 сентября 2016 года "Об утверждении Плана мероприятий ("дорожной карты") на 2016-2020 годы"

Приказ управления образования №1919 от 23 сентября 2016 года "Об утверждении формы для оформления банка данных детей с ограниченными возможностями здоровья"

Приказ управления образования № 111 от 19 января 2017 года "О внесении изменений в План мероприятий ("дорожную карту") на 2016-2020 годы"

Информация управления образования по вопросам обеспечения безбарьерной среды для инвалидов в соответствии с Федеральным законом от 1 декабря 2014 года № 419-ФЗ

Информация управления образования о реализации ФГОС для детей с ОВЗ в 2016-2017 учебном году

Документы дошкольного образовательного учреждения

План мероприятий ("дорожная карта") по созданию необходимых условий в МАДОУ "Центр развития ребенка - детский сад № 35 "Родничок" города Губкина Белгородской области для получения качественного дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов на 2016 -2020 годы

Положение о психологическом сопровождении воспитанников 

Положение о группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи

Положение о психолого-медико-педагогического консилиума

Положение об организации доступности для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья объекта и предоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи

Паспорт доступности

Акт обследования объекта социальной инфраструктуры к паспорту доступности ОСИ   

В детском саду 4 группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи, в которых обучаются 45 воспитанников, из которых 1 ребенок инвалид. 

Использование электронного обучения и дистанционых образовательных технологий при реализации образовательных программ - не предоставляется

Наличие оборудованных учебных кабинетов, объектов для проведения практических занятий, библиотек, объектов спорта, средств обучения и воспитания, приспособленых для использования детьми-инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Для оптимального осуществления интеграции на этапе дошкольного детства ДОУ стремится организовывать безбарьерную среду их жизнедеятельности. В процессе образовательной деятельности в дошкольное учреждение стремится гибко сочетать индивидуальный и дифференцированный подходы; это способствует тому, чтобы все дети принимали участие в жизни коллектива.

Основным направлением в работе детского сада является создание адекватной возможностям ребенка охранительно-педагогической и предметно-развивающей среды, то есть системы условий, обеспечивающих полноценное развитие всех видов детской деятельности, коррекцию отклонений высших психических функций и становление личности ребенка (физкультурно-игровые и оздоровительные сооружения, предметно-игровая, детская библиотека, игротека, музыкально-театральная среда и др.
Организация воспитания и обучения дошкольников с ОВЗ предполагает внесение изменений в формы коррекционно-развивающей работы. Для большинства детей характерны моторные трудности, двигательная расторможенность, низкая работоспособность, что требует внесения изменений в планирование образовательной деятельности и режим дня. Предусматривается широкое варьирование организационных форм коррекционно-образовательной работы: групповых, подгрупповых, индивидуальных.
Для организации работы с детьми в ДОУ созданы следующие условия:
- оборудованы 4 логопедических кабинета;
- в логопедических группах оборудованы специальные логопедические уголки;
- кабинет педагога-психолога с сенсорной комнатой (используется в качестве кабинета психологической разгрузки).

Основные направления развития

Наличие специальных помещений

Основные пособия и специальное оборудование

Логопедическая служба

Кабинет учителя- логопеда

Зона для фронтальной работы с детьми, зоны для индивидуальной и подгрупповой работы, рабочая зона специалиста. Имеется необходимая мебель и оборудование (шкаф для пособий, стол учебный, детские столы и стулья, учебная доска, настенное зеркало, журнальный стол). Учебно-методические пособия и технические средства обучения: настенная разрезная азбука, кассы букв (индивидуальные), зеркала для индивидуальной работы, веера согласных и гласных букв, магнитнаядоска, наборное полотно, песочные часы, аудиомагнитофон. Настольные игры, конструкторы, дидактические пособия: коврик для тактильно-кинестетической стимуляции пальцев рук, диагностический материал по обследованию детей, наглядный материал для проведения артикулярной гимнастики, комплект мелких игрушек, комплект методических материалов для работы логопеда в детском саду, набор кубиков, набор муляжей, набор пазлов, набор парных картинок на соотнесение (сравнение): найди отличия, ошибки (смысловые) комплект, настольные игры, разрезные и сюжетные картинки, серии картинок для установления последовательности событий, серии картинок, пособия для развития речевого дыхания, фонематического слуха, фигурки животных с реалистичными изображением и пропорциями, шнуровка различного уровня сложности. Методическая литература.

 

Групповые

помещения

Логопедические уголки: зеркала индивидуального пользования, пособия и игрушки для выработки направленной воздушной струи (тренажеры, «Мыльные пузыри», надувные игрушки, природный материал), дидактические пособия для развития мелкой моторики рук, комплексы дыхательных упражнений. Настольно-печатные игры. Картинки по временам года, сюжетные картинки для составления рассказов, предметные картинки, схемы описания предметов и объектов Дидактические пособия, схемы описания предметов и объектов. Игры для совершенствования навыков языкового анализа и синтеза.

Психологическая служба

Кабинет педагога- психолога

Консультативное пространство (стол, мягкое кресло). Игровое пространство: ковер, два стола, детские стулья, стеллажи и полки с игрушками (конструкторы «Лего», напольные, наборы мозаик, пазлы, пирамидки, матрешки, сюжетные кубики, коробка форм с прорезями, различные головоломки, лабиринты, деревянные кубики, юла и др.), игры «Азбука настроений», «Лото», «Четвертый лишний», различные виды кукол, интерактивны игрушки, машины, игрушки-сюрпризы, игрушки для песочной терапии. Коррекционно-развивающие игры: на внимание «Лабиринты», «Найди такую же картинку», «Домик», «Перепутанные линии», «Запомни и расставь точки», «Найди отличия», «Парные картинки»; на восприятие «Коробка форм», «Разрезные картинки», «Цветные кубики», «Матрешка 4-х составная», «Узнавание недорисованных изображений», «Какие предметы спрятаны в рисунках», «Чего не хватает»; на развитие памяти: «Угадай чего не стало?», «8 предметов», «10 предметов», «Запомни рисунок»; на развитие мышления: «Найди домик для картинки», «Найди семью», «Рыбка», «Последовательные картинки», «Закончи предложении», «Четвертый лишний», «Найди недостающий», «Нелепицы», «Раздели на группы»; на воображение: «На что это похоже», «Дорисуй фигуру». Игры на развитие эмоционально- волевой сферы, игры на развитие мелкой моторики рук, сенсорное развитие. Магнитная доска, ящик с песком для песочной терапии, ноутбук, принтер, зеркало, «стена эмоций»,  «Цветной фонтан», «Звездное небо», разнообразный художественный материал (краски, фломастеры, мелки, пластилин и др.)

Обеспечение доступа в здание образовательной организации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья - входы в здание не оборудованы пантусами

Условия питания детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

МАДОУ обеспечивает гарантированное сбалансированное питание детей в соответствии с их возрастом и временем пребывания в Учреждении по нормам, установленным законодательством.

Устанавливается пятиразовое питание детей. Питание детей в Учреждении осуществляется в соответствии с примерным перспективным 10-дневным меню, утвержденным управлением образования администрации Губкинского городского округа. Отдельное меню для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в ДОУ не предусмотрено.

 Проводится круглогодичная искусственная С-витаминизация готовых блюд.

Условия охраны здоровья детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

Первостепенной задачей детского сада является охрана жизни и здоровья детей, их физического развития, в том числе инвалидов и лиц, с ограниченными возможностями здоровья. Для этого в ДОО созданы необходимые условия по охране жизни и здоровья детей, соблюдаются меры безопасности.

Деятельность по сохранению и укреплению здоровья детей-инвалидов и лиц с ОВЗ осуществляется с учётом индивидуальных особенностей; путём оптимизации режима дня (все виды режима разработаны на основе требований СанПиН); осуществления профилактических мероприятий; контроля за физическим и психическим состоянием детей; проведений закаливающих процедур; обеспечения условий для успешной адаптации ребёнка к детскому саду; формирование у детей и родителей мотивации к здоровому образу жизни. В течение года варьируется физическая нагрузка в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка. Особое место уделяется повышению двигательной активности каждого ребенка в течение всего дня.

Охрана здоровья воспитанников в Учреждении обеспечивается посредством: оказания первичной медико-санитарной помощи в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья; организации питания воспитанников; определения оптимальной учебной нагрузки, режима занятий; пропаганды и обучения навыкам здорового образа жизни, требованиям охраны труда; организации и создания условий для профилактики заболеваний и оздоровления воспитанников, для занятия ими физической культурой и спортом; обеспечения безопасности воспитанников во время пребывания в Учреждении; профилактики несчастных случаев с воспитанниками во время пребывания в Учреждении; проведения санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий.

При организации охраны здоровья воспитанников в период обучения и воспитания Учреждение руководствуется действующими санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами.

 

Медицинское обслуживание воспитанников в Учреждении обеспечивается штатным медицинским персоналом, на основании лицензии на осуществление медицинской деятельности. Для работы медицинских работников Учреждение предоставляет помещение в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации. Медицинский персонал несет ответственность за здоровье и физическое развитие детей, проведение лечебно-профилактических мероприятий, оказание доврачебной первичной медико-санитарной помощи, соблюдение санитарно-гигиенических норм, режима и качества питания детей в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

 

Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования детьми-инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья - не предусмотрен образовательной программой

Перечень электронных образовательных ресурсов, приспособленных для использования детьми-инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья - не предусмотрен образовательной программой

Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования для детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья - интерактивные доски с мультимедийными проектами; компьютерные программы: "Босс" и "Цицерон. ЛОГОдиакорр 1"