Главная / Образование детей с особыми образовательными потребностями
Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

gosusluginoko

 

Доступная среда

Документы федерального уровня

Приказ Минобрнауки РФ от 19 декабря 2014 года № 1598 "Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"

Приказ Минобрнауки РФ от 19 декабря 2014 года № 1599 "Об утверждении Государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)"

Приказ Министрества связи и массовых коммуникаций РФ от 30 ноября 2015 года № 483 "Об установлении порядка обеспечения условий доступности для инвалидов по зрению официальных сайтов федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в сети "Интернет"

Приказ Минобрнауки РФ от 9 ноября 2015 года № 1309 "Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи"

Методические рекомендации о введении ФГОС ОВЗ

Методические рекомендации по реализации адаптированных дополнительных  общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ОВЗ, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей

Об организации работы по введению ФГОС образования обучающихся с ОВЗ

 Документы регионального уровня

Постановление Правительства Белгородской области №346-пп от 21 сентября 2016 года "Об утверждении плана мероприятий ("дорожной карты") по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в сфере социальной защиты, труда, занятости, здравоохранения, образования, культуры, транспортного обслуживания, связи и информации, физической культуры и спорта, торговли, жилищно-коммунального хозяйства и градостроительной политики"

Политика обеспечения условий доступности для инвалидов и других маломобильных граждан объектов и предоставляемых  услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи

Приказ департамента Белгородской области № 2255 от 15 мая 2015 года "Об утверждении Плана действий по введению ФГОС ОВЗ в Белгородской области

Приказ департамента образования Белгородской области от 22 июля 2016 года № 2452 и департамента здравоохранения и социальной защиты населения Белгородской области от 22 июля 2016 года № 834 "Об организации деятельности центральной и территориальных психолого-медико-педагогических комиссий Белгородской области

Приложение к приказу

Приказ департамента образования Белгородской области  №2780 от 30 августа 2016 года "Об утверждении плана мероприятий ("дорожной карты") на 2016-2020 годы"

Приказ департамента образования Белгородской области № 2110 от 20 июня 2016 года и департамента внутренней и кадровой политики Белгородской области № 209 от 20 июня 2016 года "Об утверждении "дорожной карты"

Документы муниципального уровня

Приказ управления образования №1244 от 18 мая 2015 года "Об утверждении Плана-графика по введению ФГОС ОВЗ на территории Губкинского городского округа"

Приложение. План-график по обеспечению введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и феделального государственного образовательного стандарта образования, обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в образовательных организациях Губкинского городского округа

Приказ управления образования №1252 от 18 мая 2015 года "О создании рабочей группы по введению ФГОС ОВЗ на территории Губкинского городского округа"

Приказ управления образования №1918 от 23 сентября 2016 года "Об утверждении Плана мероприятий ("дорожной карты") на 2016-2020 годы"

Приказ управления образования №1919 от 23 сентября 2016 года "Об утверждении формы для оформления банка данных детей с ограниченными возможностями здоровья"

Приказ управления образования № 111 от 19 января 2017 года "О внесении изменений в План мероприятий ("дорожную карту") на 2016-2020 годы"

Информация управления образования по вопросам обеспечения безбарьерной среды для инвалидов в соответствии с Федеральным законом от 1 декабря 2014 года № 419-ФЗ

Информация управления образования о реализации ФГОС для детей с ОВЗ в 2016-2017 учебном году

Документы дошкольного образовательного учреждения

План мероприятий ("дорожная карта") по созданию необходимых условий в МАДОУ "Центр развития ребенка - детский сад № 35 "Родничок" города Губкина Белгородской области для получения качественного дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов на 2016 -2020 годы

Положение о психологической службе

Положение о группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи

Положение об оказании логопедической помощи и коррекионно-развивающей помощи

Положение о психолого-медико-педагогического консилиума

Положение об организации доступности для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья объекта и предоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи

Паспорт доступности

Акт обследования объекта социальной инфраструктуры к паспорту доступности ОСИ   

В детском саду 4 группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи, в которых обучаются 45 воспитанников. 1 группа комбинированного вида, в которых обучаются 23 воспитанников, из них 3 детей с задержкой психического развития.

Использование электронного обучения и дистанционых образовательных технологий при реализации образовательных программ - не предоставляется

Наличие оборудованных учебных кабинетов, объектов для проведения практических занятий, библиотек, объектов спорта, средств обучения и воспитания, приспособленых для использования лицами с ограниченными возможностями здоровья

Для оптимального осуществления интеграции на этапе дошкольного детства ДОУ стремится организовывать безбарьерную среду их жизнедеятельности. В процессе образовательной деятельности в дошкольное учреждение стремится гибко сочетать индивидуальный и дифференцированный подходы; это способствует тому, чтобы все дети принимали участие в жизни коллектива.

Основным направлением в работе детского сада является создание адекватной возможностям ребенка охранительно-педагогической и предметно-развивающей среды, то есть системы условий, обеспечивающих полноценное развитие всех видов детской деятельности, коррекцию отклонений высших психических функций и становление личности ребенка (физкультурно-игровые и оздоровительные сооружения, предметно-игровая, детская библиотека, игротека, музыкально-театральная среда и др.
Организация воспитания и обучения дошкольников с ОВЗ предполагает внесение изменений в формы коррекционно-развивающей работы. Для большинства детей характерны моторные трудности, двигательная расторможенность, низкая работоспособность, что требует внесения изменений в планирование образовательной деятельности и режим дня. Предусматривается широкое варьирование организационных форм коррекционно-образовательной работы: групповых, подгрупповых, индивидуальных.

Для организации работы с детьми ОВЗ в ДОУ созданы следующие условия:
- оборудованы 4 логопедических кабинета;
- в логопедических группах оборудованы специальные логопедические уголки;
- кабинет педагога-психолога с сенсорной комнатой (используется в качестве кабинета психологической разгрузки).

В спортивном зале имеется все необходимое оборудование для развития и коррекционно развивающей работы с лицами с ограниченными возможностями здоровья (массажные мячи, массажные коврики, балансиры и т.д.). Имеется спортивная площадка с мягким покрытием, оборудованная в соответствии с ФГОС ДО.

Сведения об учебно-методическом и библиотечно-информационном обеспечении для лиц с ОВЗ.

Основные направления развития

Наличие специальных помещений

Основные пособия и специальное оборудование

Логопедическая служба

Кабинет учителя- логопеда

Зона для фронтальной работы с детьми, зоны для индивидуальной и подгрупповой работы, рабочая зона специалиста. Имеется необходимая мебель и оборудование (шкаф для пособий, стол учебный, детские столы и стулья, учебная доска, настенное зеркало, журнальный стол). Учебно-методические пособия и технические средства обучения: настенная разрезная азбука, кассы букв (индивидуальные), зеркала для индивидуальной работы, веера согласных и гласных букв, магнитнаядоска, наборное полотно, песочные часы, аудиомагнитофон. Настольные игры, конструкторы, дидактические пособия: коврик для тактильно-кинестетической стимуляции пальцев рук, диагностический материал по обследованию детей, наглядный материал для проведения артикулярной гимнастики, комплект мелких игрушек, комплект методических материалов для работы логопеда в детском саду, набор кубиков, набор муляжей, набор пазлов, набор парных картинок на соотнесение (сравнение): найди отличия, ошибки (смысловые) комплект, настольные игры, разрезные и сюжетные картинки, серии картинок для установления последовательности событий, серии картинок, пособия для развития речевого дыхания, фонематического слуха, фигурки животных с реалистичными изображением и пропорциями, шнуровка различного уровня сложности. Методическая литература.

 

Групповые

помещения

Логопедические уголки: зеркала индивидуального пользования, пособия и игрушки для выработки направленной воздушной струи (тренажеры, «Мыльные пузыри», надувные игрушки, природный материал), дидактические пособия для развития мелкой моторики рук, комплексы дыхательных упражнений. Настольно-печатные игры. Картинки по временам года, сюжетные картинки для составления рассказов, предметные картинки, схемы описания предметов и объектов Дидактические пособия, схемы описания предметов и объектов. Игры для совершенствования навыков языкового анализа и синтеза.

Психологическая служба

Кабинет педагога- психолога

Консультативное пространство (стол, мягкое кресло). Игровое пространство: ковер, два стола, детские стулья, стеллажи и полки с игрушками (конструкторы «Лего», напольные, наборы мозаик, пазлы, пирамидки, матрешки, сюжетные кубики, коробка форм с прорезями, различные головоломки, лабиринты, деревянные кубики, юла и др.), игры «Азбука настроений», «Лото», «Четвертый лишний», различные виды кукол, интерактивны игрушки, машины, игрушки-сюрпризы, игрушки для песочной терапии. Коррекционно-развивающие игры: на внимание «Лабиринты», «Найди такую же картинку», «Домик», «Перепутанные линии», «Запомни и расставь точки», «Найди отличия», «Парные картинки»; на восприятие «Коробка форм», «Разрезные картинки», «Цветные кубики», «Матрешка 4-х составная», «Узнавание недорисованных изображений», «Какие предметы спрятаны в рисунках», «Чего не хватает»; на развитие памяти: «Угадай чего не стало?», «8 предметов», «10 предметов», «Запомни рисунок»; на развитие мышления: «Найди домик для картинки», «Найди семью», «Рыбка», «Последовательные картинки», «Закончи предложении», «Четвертый лишний», «Найди недостающий», «Нелепицы», «Раздели на группы»; на воображение: «На что это похоже», «Дорисуй фигуру». Игры на развитие эмоционально- волевой сферы, игры на развитие мелкой моторики рук, сенсорное развитие. Магнитная доска, ящик с песком для песочной терапии, ноутбук, принтер, зеркало, «стена эмоций»,  «Цветной фонтан», «Звездное небо», разнообразный художественный материал (краски, фломастеры, мелки, пластилин и др.)

Обеспечение доступа в здание образовательной организации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья - входы в здание не оборудованы пантусами

Условия питания лиц с ограниченными возможностями здоровья

МАДОУ обеспечивает гарантированное сбалансированное питание детей в соответствии с их возрастом и временем пребывания в Учреждении по нормам, установленным законодательством.

Устанавливается пятиразовое питание детей. Питание детей в Учреждении осуществляется в соответствии с примерным перспективным 10-дневным меню, утвержденное руководителем ДОО. Отдельное меню для лиц с ограниченными возможностями здоровья в ДОУ не предусмотрено.

Проводится круглогодичная искусственная С-витаминизация готовых блюд, организация здоровго питания (реализация кислородных коктейлей).

Условия охраны здоровья лиц с ограниченными возможностями здоровья

Первостепенной задачей детского сада является охрана жизни и здоровья детей, их физического развития, в том числе инвалидов и лиц, с ограниченными возможностями здоровья. Для этого в ДОО созданы необходимые условия по охране жизни и здоровья детей, соблюдаются меры безопасности.

Деятельность по сохранению и укреплению здоровья детей-инвалидов и лиц с ОВЗ осуществляется с учётом индивидуальных особенностей; путём оптимизации режима дня (все виды режима разработаны на основе требований СанПиН); осуществления профилактических мероприятий; контроля за физическим и психическим состоянием детей; проведений закаливающих процедур; обеспечения условий для успешной адаптации ребёнка к детскому саду; формирование у детей и родителей мотивации к здоровому образу жизни. В течение года варьируется физическая нагрузка в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка. Особое место уделяется повышению двигательной активности каждого ребенка в течение всего дня.

Охрана здоровья воспитанников в Учреждении обеспечивается посредством: оказания первичной медико-санитарной помощи в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья; организации питания воспитанников; определения оптимальной учебной нагрузки, режима занятий; пропаганды и обучения навыкам здорового образа жизни, требованиям охраны труда; организации и создания условий для профилактики заболеваний и оздоровления воспитанников, для занятия ими физической культурой и спортом; обеспечения безопасности воспитанников во время пребывания в Учреждении; профилактики несчастных случаев с воспитанниками во время пребывания в Учреждении; проведения санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий.

При организации охраны здоровья воспитанников в период обучения и воспитания Учреждение руководствуется действующими санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами.

 

Медицинское обслуживание воспитанников в Учреждении обеспечивается штатным медицинским персоналом, на основании лицензии на осуществление медицинской деятельности. Для работы медицинских работников Учреждение предоставляет помещение в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации. Медицинский персонал несет ответственность за здоровье и физическое развитие детей, проведение лечебно-профилактических мероприятий, оказание доврачебной первичной медико-санитарной помощи, соблюдение санитарно-гигиенических норм, режима и качества питания детей в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

 

Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования детьми-инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья - не предусмотрен образовательной программой

Перечень электронных образовательных ресурсов, приспособленных для использования лицами с ограниченными возможностями здоровья - не предусмотрен образовательной программой

Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования для лиц с ограниченными возможностями здоровья - интерактивные доски с мультимедийными проектами; компьютерные программы: "Босс" и "Цицерон. ЛОГОдиакорр 1"